ПИШИТЕ НАМ fondkian@gmail.com
ЗВОНИТЕ НАМ +380672461722
ПОМОГИТЕ СЕЙЧАС

Недетское слово — «ДЕПРЕССИЯ»

«Однажды я вернулась домой с работы и моя дочка (ей 12 лет) не вышла меня встретить. Еще больше я была удивлена, что дверь в ее комнату закрыта. Я спросила у мужа, в чем дело. (Может, они поругались?) Он пожал плечами, сказал, что Катя в плохом настроении пришла с прогулки, ничего не говорила, отказалась от обеда и закрылась в комнате. Вот уже два часа не выходит оттуда.

Вообще-то я замечала, что настроение дочки в последние время изменилось. Она стала меньше со мной разговаривать, редко смеялась, забросила своих любимых кукол. Я думала, она устает в школе, тем более что оценки снизились. Но вот уже второй летний месяц, скоро мы уезжаем все вместе к морю, но даже это ничего не изменило.

Я постучала в дверь. Тишина. Испугалась. Вхожу. Катя сидит у окна. По стеклу бегут капли дождя. На Катином лице тоже застыли капли. Неужели она вот так просидела два часа? Сажусь рядом, обнимаю дочь за плечи, прижимаю к себе. Слышу тихий шепот: «Мамочка, я ни кому не нравлюсь, ни кому не нужна! Не хочу больше так жить, надоело все».

На следующий день мы с дочкой отправились к психологу. И каково же было мое удивление, когда психолог определил состояние Кати не просто как эмоциональное напряжение, а как депрессивное расстройство. Неужели у ребенка может быть депрессия?»

Мы уже говорили о таком серьезном эмоциональном расстройстве, как депрессия, и как она протекает у взрослых людей («Депрессия: лицом к лицу»). Но, к сожалению, это заболевание встречается не так уж редко и у детей. Особенно подвержены ей дети и подростки, имеющие какое-либо хроническое заболевание.

Надо особо выделить, что у детей гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств. Чем младше ребенок, тем сильнее захватываются те сферы, которые мы обычно не связываем с эмоциональными переживаниями: сон, аппетит, работа кишечника, двигательная активность, регуляция температуры и т.д. Необходимо помнить, что у детей изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за различными проявлениями.

Например, ребенок может часто болеть, изменяется, естественно не в лучшую сторону, поведение, снижается школьная успеваемость.

Многие удивляются, услышав, что у ребенка может быть депрессивное состояние. Правильно, ведь проявления, характерные для «взрослой» депрессии (ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, замкнутость и т.д.), часто не свойственны детям. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки не только из-за их нечеткости, но и из-за того, что ребенок, зачастую, не может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях.

Как правило, эмоциональные колебания как у совсем маленьких детей, так и у более старших, бывают вызваны неблагоприятной ситуацией. Это может быть ссора родителей, временный отрыв от матери, болезнь. В редких случаях могут происходить и самопроизвольные изменения эмоционального фона. Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность, т.е. это может передаться ребенку от матери или от отца, а может и от них обоих. Так что, прежде чем ругать малыша за крик, побольше разузнайте, какими вы сами были в детстве.

 

В каждом возрасте свои проявления эмоционального депрессивного расстройства:

— у маленького ребенка, в раннем возрасте, снижается аппетит, останавливается прибавка в весе, он более подвержен заболеваниям. Редко при этом родители замечают как симптом капризность, отказ от общения, временной приостановки в развитии.

в дошкольном возрасте на первый план выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, дрожь, покраснение или побледнение кожи. В тяжелых случаях могут появиться энурез (ночное недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), хотя ребенок уже давно был приучен к туалету. Общее состояние может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным тревожным плаксивым. Могут также появится, типичные для взрослых депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка (ребенок ходит, опустив голову, волоча ноги, не двигая руками).

-депрессивное состояние у ребенка младшего школьного возраста характеризуется изменением поведения. Ярко выражены пассивность, вялость, замкнутость, безразличие к окружающим, потеря интереса к играм, нарушение внимания, а, следовательно, медленное усвоение учебного материала и неуспеваемость. Сам ребенок в таком состоянии может жаловаться на то, что ему скучно, грустно, тоскливо, не хочется ничем заниматься. Таким образом, веселый жизнерадостный ребенок под влиянием депрессии становится замкнутым, угрюмым, раздражительным.

 — к 11–12 годам ребенок уже может высказывать мысли о собственной малоценности, ненужности, виновности. Часто от него можно услышать: «я никому не нужен», «никто не хочет со мной дружить», или «у меня ничего не получается». Взрослые могут заметить заторможенность движений, замедленную речь, тоскливое, «скучающее» выражение лица.

Важно отметить, что признаки депрессии в этом возрасте у мальчиков и девочек различаются. Так, у мальчиков чаще встречается нарушение поведения по отношению к окружающим. Это связано с повышенной раздражительностью, недовольством людьми, желанием «сорвать» на ком-нибудь злобу. У девочек на первый план выступает пассивность, вялость, чрезмерное послушание.

— наиболее ярко проявляется депрессия в подростковом возрасте. В это время именно эмоции играют главную роль в жизни подростка. Преобладание во время депрессии чувств грусти, тоски, печали смешиваются с идеями собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Подросток может стать вялым, пассивным, а может, и наоборот, стать грубым и непослушным. Возможно тяга к алкоголю, курению. Тревожится в таком состоянии может только о своем здоровье или внешности. Иногда появляются идеи самообвинения, собственной недостойности.

Здесь близкие должны быть очень внимательны. У подростков в депрессивном состоянии нередко притупляется инстинкт самосохранения, ведь «жизнь неинтересна и даже мучительна». Подавленность, потеря обычных интересов, снижение успеваемости к школе должны быть вовремя замечены и приняты соответствующие меры. Иначе последствия могут быть самыми печальными.

Но чтобы помочь, надо знать, как это сделать. Если Вы видите, что Ваш ребенок находится в подавленном состоянии, поговорите с ним «по душам», постарайтесь узнать причину расстройства. Ведь знание причины это вернейший выход для ее удаления. Но если Вы заподозрили, что дело уже не просто в плохом настроении, надо немедленно обратиться к врачу или психологу.

Депрессивные состояния у детей и подростков обычно вызваны какими-либо бытовыми, житейскими ситуациями. Чаще всего помочь может психолог — школьный или любой другой. Но бывает ситуация психологически непонятная, и тогда следует обратиться к врачу (психиатр, психоневролог). Не волнуйтесь, если он назначит, помимо психотерапии, медикаментозное лечение.

Помощь лекарствами при депрессии, как у взрослых, так и у детей очень продуктивна. Чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем легче и быстрее выйдет он из болезненного состояния, и тем меньше последствий оно окажет на жизнь ребенка и на течение диабета.

Если депрессия выражена несильно, она вполне может пройти самопроизвольно. Главное, необходимое внимание к душевному состоянию ребенка и понимание его переживаний.

Особенность детских депрессий заключается, прежде всего, в том, что ребенок не придет к маме с жалобами на свое душевное состояние. Даже при расспросе ему трудно сформулировать то, что с ним происходит. Жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к жизни, — один из самых частых признаков детской депрессии. Все остальное трудно фиксируется самим ребенком и может принимать различные «лица» или «маски» депрессии: нарушение здоровья, основного заболевания, сна и аппетита, изменение поведения, отставание от программы обучения.

В заключение хочу подчеркнуть важность взаимодоверия и взаимоуважения между ребенком и его родителями, понимание внутреннего мира своих детей, а также внимательное отношение к чувствам ребенка. Это позволит избежать эмоциональных расстройств у детей, по возможности избежать стрессов, вовремя оказать помощь.

Автор: Елена Брюлина, практический психолог