ПИШИТЕ НАМ fondkian@gmail.com
ЗВОНИТЕ НАМ +380672461722
ПОМОГИТЕ СЕЙЧАС

КАК ПОДДЕРЖАТЬ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР В СЕМЬЕ РЕБЁНКА С АУТИЗМОМ

Несколько советов родителям, которые беспокоятся, что инвалидность одного из детей негативно скажется на других детях
****************************************************
«Я мать троих детей, у одного из них аутизм, и он требует огромного количества времени и заботы. Я беспокоюсь, что это негативно отразится на других детях, оба они старше, и они остро осознают, что наша семья изменилась из-за диагноза их брата. Как обсуждать с ними этот вопрос?

Ребенок с расстройством аутистического спектра неизбежно влияет на всю семью. Стресс и тревога, которые сопровождают получение диагноза, огромное количество времени, которое тратится на то, чтобы разобраться в вариантах лечения и найти специалистов, непосредственная забота о ребенке с аутизмом – это уникальные сложности родителей. У братьев и сестер без аутизма также могут возникнуть сложности, так как их отношения с ребенком с аутизмом по определению будут отличаться от отношений в большинстве других семей. Не все эти отличия являются негативными, они также могут быть позитивными и часто способствуют формированию личности брата или сестры с типичным развитием. В то же время важно понимать, что у детей в такой ситуации есть свои особые потребности, и они нуждаются в объяснениях и поддержке со стороны взрослых.

Дети младшего возраста могут не осознавать инвалидность брата или сестры, но они, скорее всего, будут чувствовать стресс родителей, изменения в жизни семьи в целом, и они будут замечать, что родители уделяют больше времени и внимания другому ребенку (Feiges & Weiss, 2004; Smith & Elder, 2010). По мере взросления дети начинают понимать все больше, и им может быть сложно приспособиться к инвалидности другого ребенка в семье.

Подобные сложности во многом зависят от таких факторов как разница в возрасте, пол и размер семьи. Наибольшее влияние диагноз брата или сестры оказывает на детей с небольшой разницей в возрасте, младших братьев и сестер и тех, кто, в силу возраста, не может найти способы справиться со своими чувствами по этому поводу. Однако есть множество стратегий, которыми могут воспользоваться родители, чтобы поддержать брата или сестру ребенка с аутизмом и помочь им лучше адаптироваться к семейной ситуации. Вот некоторые из таких стратегий.

Поощряйте ребенка открыто говорить с вами о том, что происходит, и о своих негативных чувствах. Другие дети могут осознавать, что жизнь в вашей семье отличается от других семей, например, от семей их друзей. В результате, они могут испытывать много эмоций, в том числе страх, злость, смущение, неприязнь и вину. Очень важно поощрять открытое обсуждение негативных эмоций и позволять ребенку выражать свое недовольство в безопасной обстановке. Выделяйте время, чтобы внимательно выслушивать ребенка, не спорьте и не осуждайте его за то, что он чувствует. Постарайтесь заверить его, что испытывать такие чувства совершенно нормально, предложите ему план того, как вы можете поработать над этими чувствами вместе. Не бойтесь того, что ваш ребенок говорит о неприятных эмоциях – это отличная возможность улучшить коммуникацию в семье и помочь ребенку развить новые навыки для уменьшения стресса.

Более того, когда братья или сестры осознают, что их семья отличается, они нуждаются в руководстве со стороны родителей и других членов семьи. Имеет значение, как сами родители справляются со стрессом и негативными чувствами – это образец для подражания для других детей в семье. Так что важно, чтобы родители осознавали, как их действия, поведение и решения влияют на всех детей в семье.

Убедитесь, что ребенок действительно понимает, что такое аутизм. Родители часто переоценивают то, насколько хорошо ребенок с типичным развитием понимает аутизм. Часто дети могут пересказать объяснение аутизма, но при этом они не до конца понимают его. Дети также слышат обрывки информации от окружающих, но в результате у них появляется больше вопросов, чем ответов. Всегда следите за тем, чтобы у брата или сестры ребенка с аутизмом была информация, подходящая их уровню развития. Это поможет уменьшить возможные страхи и заблуждения (Glasberg, 2000; Harris & Glasberg, 2003). Объяснения аутизма, которыми располагает ребенок – это главный фактор, определяющий то, как ребенок будет относиться к брату или сестре с аутизмом, а также то, сможет ли он объяснить, что такое аутизм, своим ровесникам.

Если вы говорите с ребенком младше 9 лет, то объяснения должны быть короткими и простыми. Говорите о проблемах брата или сестры с аутизмом как об определенных навыках, которыми он или она пока не овладели. Например, что они пока еще не научились как играть с другими детьми или общаться так же, как это делают другие дети. Подходят фразы вроде: «Твоя сестра учится немного иначе, чем ты или я, поэтому ей нужна дополнительная помощь» или «Твой брат не может говорить, но мы учим его, как сообщать нам о том, чего он хочет».

По мере взросления детей объяснения должны становится все более сложными, например, можно объяснить ребенку, что аутизм – это особенность мозга, и что аутизм по-разному проявляется у каждого ребенка.

Если у ребенка с аутизмом есть серьезные поведенческие проблемы, то может быть необходимо отдельно поговорить с братом или сестрой о них. Важно помочь ребенку понять, почему такое поведение происходит, и что они могут сделать, чтобы не допустить эскалации поведения. «Взрывное» поведение может пугать, смущать или вызывать негативные переживания у братьев и сестер с типичным развитием. Поэтому очень важно прямо и ясно объяснить им, что происходит, это поможет уменьшить негативные реакции. Независимо от возраста ребенка родители должны заверять брата или сестру в их безопасности и в том, что они любят и принимают всех в семье.

С точки зрения возраста ребенка важно начинать говорить с ним о диагнозе брата или сестры как можно раньше. Обязательно нужно обсуждать аутизм с другими детьми в семье до того, как они начнут посещать школу или начнут приглашать друзей домой. Таким образом, они будут готовы к тому, чтобы объяснить другим детям, почему поведение их брата или сестры может быть необычным.

Найдите осмысленные совместные занятия для детей с аутизмом и без и старайтесь поощрять их. Отношения между братьями и сестрами всегда уникальны, но проблемы с коммуникацией и социализацией, связанные с аутизмом, могут привести к тому, что братья или сестры ребенка с аутизмом не будут понимать, как с ним общаться.

Важно специально планировать ситуации, в которых у детей будет возможность играть друг с другом или в которых дети смогут найти общие интересы. Простые совместные занятия, например, если дети будут собирать вместе паззл или играть в видеоигру, оказывают огромное влияние на качество и количество общения между детьми. Именно такое времяпрепровождение формирует отношения в семье.

 

Мы ждём от родителей их отзывы о пройденном лечении и его результатах!

Чтобы помочь и другим деткам , заходите к нам на сайт: www.kiyan.com.ua  Там же вы найдёте финансовые и описательные отчеты по лечению каждого ребёнка.

Низкий всем поклон !🌈
С уважением, Президент БФ «Киян», Чередниченко Виктория